Как обменять качественный товар?
1. Возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого был приобретен товар, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Исключением являются некоторые непродовольственные товары, которые не подлежат возврату и обмену по указанным основаниям (например, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, белье). Также нельзя обменять продовольственные товары надлежащего качества.
Качественный непродовольственный товар вы можете обменять при одновременном соблюдении двух условий:
— с момента приобретения товара прошло не более 14 дней, не считая дня покупки товара (продавец может установить более длительный срок, поэтому информацию о сроках обмена товара необходимо уточнить у продавца или в документах на товар);
— приобретенный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца — товарный или кассовый чек, иные документы, подтверждающие оплату товара (однако отсутствие указанных документов не лишает потребителя возможности ссылаться на свидетельские показания).
Если аналогичный товар имеется в продаже, обратитесь к продавцу с заявлением (требованием) об обмене товара по месту приобретения товара или в ином месте, предложенном продавцом.
Форма заявления обычно имеется у продавца и вам необходимо будет только заполнить ее. Как правило, в ней указываются данные продавца; Ф.И.О. покупателя, его паспортные данные, адрес, телефон; наименование приобретенного товара; причина его возврата (товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации); требование заменить товар на аналогичный.
Целесообразно составить два экземпляра заявления. Желательно, чтобы на одном из них лицо, принявшее заявление, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия заявления и печать продавца (при наличии). Этот экземпляр заявления оставьте себе в подтверждение вашего обращения к продавцу (это может понадобиться, например, в случае судебного спора).
Приложите к заявлению документ (лучше копию), подтверждающий оплату товара, например, товарный или кассовый чек (при наличии). Вместе с заявлением необходимо передать продавцу товар, который вы хотите обменять. Этот факт должен быть задокументирован.
На практике при наличии у продавца аналогичного товара требование об обмене выполняется в день обращения.
Если продавец отказывается принять товар для обмена, не оформляет ваше обращение документально, вы можете составить заявление сами. В этом случае рекомендуем направить заявление и копию документа об оплате товара (при наличии) заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, что также позволит подтвердить обращение к продавцу. Продавец должен направить вам ответ в отношении заявленных требований.
Если в день Вашего обращения аналогичного товара у продавца не оказалось, вы вправе поступить двумя способами.
1. Возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Для этого представьте продавцу заявление о возврате уплаченных за товар денежных средств, приложив к нему документ, подтверждающий оплату товара, или его копию (при наличии). Вместе с заявлением необходимо передать продавцу приобретенный и не подошедший вам товар. Продавец в течение трех дней после возврата вами товара должен вернуть вам деньги.
2. Обменять товар на аналогичный при первом поступлении соответствующего товара в продажу.
В этом случае Вам необходимо заключить с продавцом соглашение об этом. В соглашении должны быть указаны: дата и место составления соглашения; ваши Ф.И.О., паспортные данные, адрес, телефон; наименование и место нахождения продавца-организации или Ф.И.О., место жительства продавца — индивидуального предпринимателя либо место нахождения его торговой точки, Ф.И.О. лица, действующего от имени продавца; обязательство продавца обменять приобретенный вами товар на аналогичный (с указанием характеристик товара) при поступлении такого товара в продажу, способ уведомления вас о поступлении товара. Соглашение должно быть подписано вами и продавцом. Если продавцом является организация, то соглашение должно быть скреплено ее печатью (при наличии).
При поступлении аналогичного товара в продажу продавец незамедлительно должен уведомить вас об этом и произвести обмен ранее приобретенного вами товара на новый.
При отказе продавца в обмене товара на аналогичный вы вправе подать в суд исковое заявление с требованием об обязании продавца обменять товар.
Одновременно Вы можете предъявить требование о взыскании с продавца компенсации морального вреда.
Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.
В случае удовлетворения судом Ваших требований о взыскании денежных сумм, которые не были выплачены продавцом добровольно, суд взыскивает в Вашу пользу штраф в размере 50% присужденной вам суммы.
При удовлетворении иска суд может также полностью или частично взыскать с ответчика заявленные вами судебные расходы, в частности расходы на оплату услуг представителя (за исключением оплаты услуг представителя общества по защите прав потребителей), почтовые расходы, связанные с производством по делу.
Выплачиваемые гражданам суммы штрафа в связи с нарушением прав потребителей облагаются НДФЛ. Компенсация морального вреда НДФЛ не облагается.
Старший помощник прокурора района Миронова Н.Г.