О применении законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, при эксплуатации детских «квест-комнат»

Прокуратура Вологодского района разъясняет, что согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — Закон) под информационной безопасностью детей понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психологическому, духовному, нравственному развитию.
В силу ч. 2 ст. 5 Закона к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера.
Как следует из ч. 1 ст. 6 Закона, классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям ст. 17 Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
На основании ч. 6 ст. 11 Закона до начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.
Демонстрация посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную ст. 5 Федерального закона, в силу п. 7 указанной статьи, предваряется непосредственно перед началом зрелищного мероприятия звуковым сообщением о недопустимости или об ограничении присутствия на такой демонстрации детей соответствующих возрастных категорий.
Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию утверждены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.06.2014.
Согласно п. 3 указанных требований, к административным мерам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относится издание локальных актов, определяющих процедуры присвоения и размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об информационной продукции, запрещенной для детей, в соответствии со статьями 11 — 14 Федерального закона № 436-ФЗ; условия присутствия на публичном показе, при публичном исполнении, демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, запрещенной для детей, в случае их организации и (или) проведения.
Согласно пункту 4 требований, к организационным мерам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся: размещение на информационных стендах в местах, доступных для детей, а также доведение иным доступным способом до третьих лиц сведений об изданных в соответствии с подпунктом 3.1 Требований локальных актах; размещение на официальном сайте производителя и (или) распространителя, осуществляющих оборот информационной продукции, запрещенной для детей, в сети «Интернет» локальных актов, изданных в соответствии с подпунктом 3.1 Требований, а также сведений о применении административных и организационных мер, и обеспечение возможности свободного доступа к указанным документам.
Руководствуясь указанными нормами, организации и индивидуальные предприниматели предоставляют услуги «квест-комнат» с обязательным проведением классификации информационной продукции и применением административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от запрещенной информации.
Организацией издается и размещается на официальном сайте локальный акт, определяющий процедуру присвоения и размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об информационной продукции, запрещенной для детей.
Нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.17 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — до десяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения, а также административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Помощник прокурора района
юрист 3 класса                                                             Д.С. Черемисина